Духовное возрождение России

Руководитель молодежного центра Всемирного Русского Народного  Собора Анатолий  Леонидович Мальцан подарил мне недавно «Вестник экспертного центра — Всемирный Русский Народный Собор»  (№1 за 2016 г.).

Меня обрадовала в этом «Вестнике» статья президента Института национальной стратегии Михаила Витальевича Ремизова «Государство в поиске нации: “русские” или “россияне”»? С этой великолепной работой я был уже знаком по ее публикации в журнале «Эксперт» в 2011 году. Тогда она называлась более точно и прямо: «Пять причин быть русскими».

Наличие такой работы в «Вестнике» придало ему, на мой взгляд, некую  энергию созидания, справедливости и воодушевления, задав направление и тон своевременному разговору о путях духовного возрождения России и не только.

Не скрою, удивила и обрадовала меня и позиция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, высказавшего в статье «Соборность и демократия» предложение о возможности созыва Земского собора:

«Может быть, следующим этапом на пути к соборности станет земский собор, который мог бы решать фундаментальные вопросы национальной жизни. Но все эти шаги будут эффективными при условии, что они связаны с духовными основами жизни русского народа и других народов, проживающих в России. Без воздействия Церкви, других традиционных религий на сердца и умы участников Соборов и нашего общества в целом, мы не сможем построить единое общество свободных личностей, которое стало бы российским эквивалентом западной демократии.»

Безусловно, верное, мудрое и своевременное предложение Святейшего Патриарха.

«Земские Соборы» — исключительно наша, русская, задуманная и реализованная первым русским царем Иоанном IV Васильевичем в XVI веке форма российского гражданского общества, адекватного отечественным мировоззрению, традициям и условиям.

«Благоверный и христолюбивый, Богом  венчаный великий государь, царь и великий князь Иоанн Васильевич, всея великой России многих государств господин и самодержец» — так его величали при жизни.

Позиция святейшего Патриарха Кирилла очень точная и верная, но, чтобы воплотить его предложение о созыве Земского собора в жизнь, необходимо создать само «земство» — реально выборное и действующее местное самоуправление.

Первый русский царь Иоанн Васильевич, под руководством своего духовного наставника  митрополита Московского и всея Руси Макария, пошел именно таким путем: создания местного самоуправления, когда народ сам, по своей воле, избрал «целовальников» (выборных людей, целовавших крест в том, что они будут служить честно): земских и губных старост и других лиц, выполнявших полицейские, судебные, налоговые функции — то есть власть на местах.  Именно опираясь на народ, его поддержку, Иоанн Васильевич смог в сложнейших  условиях того времени создать из только что собранных его отцом и дедом земель и удельных княжеств единое могучее централизованное русское государство, способное противостоять любому противнику. Строились крепости, монастыри, школы, церкви, в два раза увеличилась территория, увеличивалось и население. Русское царство стало по площади больше всех государств Европы вместе взятых.

Для управления царством Государь и призвал выборных людей от всех сословий и областей России, которые составили Земский собор, постоянно собиравшийся и в правление самого Иоанна Васильевича, и при его сыне, и при последующих царях. Земский собор вместе с царем решал важнейшие вопросы внутри- и внешнеполитической и экономической жизни, утверждал на царство царей (Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Михаила Романова). В Смутное время Земский собор руководил государством во время отсутствия царя и патриарха.

Земские Соборы просуществовали на Руси 150 лет, и спасли Русское государство от иноземных захватчиков в годы Смуты.

Разве это не пример того, что нам необходимо делать в таких же сложных международных и внутренних условиях после распада Советской Империи — СССР?  Ведь ситуация схожа с той, что была и во времена правления Иоанна Васильевича: тогда у России тоже были отторгнуты земли на западе, из Прибалтики нам угрожал Ливонский орден, с юга – Османская империя (Турция).

Царю пришлось решать вопросы и внутреннего государственного строительства, и обороны страны от внешних врагов. И надо отдать должное Иоанну Васильевичу, все эти вопросы он решил: как уже сказано выше, увеличил территорию России вдвое, создал первую в Европе регулярную армию (стрельцы), унифицировал государственное законодательство, ввел выборность местных властей, организовал почтовую службу, создал книгопечатание, построил 150 новых городов и крепостей.

И в этом огромную роль сыграло именно земское самоуправление и Земские соборы, действовавшие рука об руку с царем на благо нашего Отечества.

Но теперь, спустя почти 500 лет, в России, к сожалению, отсутствует подобная земской организация народного самоуправления на местах.

Ситуация уникальная: получив из рук царя самую демократическую и передовую организацию местного самоуправления, мы не сохранили ее и утратили, как утратили многое нужное и полезное для государства из прошедших веков.

Чтобы вернуть это нужное и полезное на службу народам России, необходимо осознать истинное положение дел в нашей стране, в мире в целом — и уже потом только строить планы на будущее.

Начнем с того, что Россия не просто государство — член Совета Безопасности ООН (организации, утратившей свое международное значение, ставшей ширмой для группировок, стремящихся поработить человечество, лишить его будущего). Россия сегодня, на мой взгляд,  реальный Центр Силы на Земле, несущий ответственность не только за Русский Мир, но и за Мир в целом, за весь Мир  человеческий!

Это сегодня — объективный факт!

А значит, и думать,  и решать, и обсуждать вопросы нам надо всем Русским Миром, соборно! От нас сегодня зависит, какой будет судьба человечества, которая решается здесь и сейчас, в наше время и на наших глазах.

Бог ускоряет все процессы, происходящие в человеческой цивилизации. Мы живем в уникальное время на стыке эпох. Ничего старого и отжившего свое в мире вскоре не останется.

Бог требует перемен! И прежде всего, перемен внутри нас.

Настало время воплощения этой истины в жизнь!

Бог всеми способами показывает нам, что от слов надо как можно скорее переходить к делу! Христос сказал своим ученикам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Любовь и единство – вот спасение и путь в будущее: лишь отказавшись от ненависти и нетерпимости, люди могут воплотить волю Бога в жизнь.

«Единство, возвестил оракул наших дней,

Быть может спаяно железом лишь и кровью…»

Но мы попробуем спаять его любовью,

А там увидим, что прочней…

(Ф.И. Тютчев)

Поэтому лучшие люди России, и верующие, и атеисты, и агностики должны ИДТИ НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ до тех пор, пока не соединятся руки для рукопожатия и начала совместной деятельности!

Надо совместно искать и находить ответ на главный для нас современный вопрос: что нам делать, чтобы возродить нашу Родину, наш народ, прежде всего — духовно? Потому что без духовности не будет России, а без России не будет ни нас, ни наших потомков, а без них и о наших предках уже никто не вспомнит. Ответ на этот вопрос надо искать и у Бога, и в исторических примерах, хотя бы во временах правления царя Иоанна Васильевича. А в поисках надо соблюдать три простых (но не простых в исполнении) правила:

Оглянись в прошлое с пониманием!

Живи в настоящем с любовью!

Смотри в будущее с верой!

Ничего более человеку не надо знать для счастливой жизни, если он поймет глубочайший смысл и мудрость Божию, заложенную в эти трех строках! Здесь, поверьте, есть все!

Но, возвращаясь к историческим примерам, поговорим о ситуации, в которой Россия живет последние пять столетий. Информационная (а то и «горячая») война против России идет непрерывно все это время: и при Иоанне Грозном, и при Петре Великом, и в 1917-м,  1991-1993-м, 2008-м (Грузия), 2014-м (Украина) — и по сей день.

Да, началась она именно при царе Иоанне Васильевиче: и против него, и против России, и против нашего народа. Потому что появилось на карте сильное, единое,  самостоятельное, православное государство. Цель этой войны одна —  разрушить историческое самосознание русских и других народов России, внести раскол, разъединить нас и уничтожить страну. Но царь в XVI веке, несмотря на усилия врагов Руси, создал и единое централизованное государство, и единую русскую Церковь, и единую русскую нацию, в которую вошли большие и малые народы России во главе с народом-созидателем, народом-объединителем — русским народом.

А ныне, пожалуй, нет на Земле более разобщенного народа, чем русский, особенно когда дело доходит до вопроса о будущем нашей Родины. Кто-то из нас видит его, это будущее, только монархическим, кто-то – исключительно социалистическим, кто-то тянет нас в гнилой омут Запада, призывая вернуться к «дружбе» и «понимаю» с западными «партнерами», другие зовут идти по китайскому пути… Никак не найдут точку примирения атеисты и верующие, богатые и бедные, город и деревня, Москва и замкадье…

Сто лет назад прошла революция и гражданская война, но до сих пор воюют друг с другом на полях Интернета «белые» и «красные». Стоят друг против друга уже не «концами», как в древнем Новгороде — площадями: Болотная против Поклонной. А враг точит зубы на тех и на этих.

Не пора ли примириться и идти вперед рука об руку?

Простить врага своего без аннексий и контрибуций?

Понять, что мы один народ, и у нас одно будущее на всех?

Что другой Родины нам не дано, а без этой мы — только прах на ветру.

Вот только сказать это легче, чем сделать. Тут нужна воля всего народа, воля, высказанная так убедительно, так непреложно, чтобы спорам и раздорам не осталось места. Чтобы восторжествовало то единство в духе, которое всегда спасало наш народ и нашу страну: и в годы Смуты XVII века, и в 1941-м.

И тут без Земского собора, собора всей земли Русской, собора представителей всех сословий и классов, страт и национальностей, без цензов и без исключений – не обойтись. А раз уж речь идет о Земском соборе, то тут надо обратиться к опыту его создателей: царя Иоанна Васильевича и святого митрополита Московского и всея Руси Макария. Об этом опыте – организации Московского государства в XVI веке на основе принципов народной монархии – было немало сказано в книге автора этой статьи «История гражданского общества России от Рюрика до наших дней» (в соавторстве с В.Г. Манягиным).

Да, Россия – огромная страна, для которой всегда была, есть и будет предпочтительней верховная власть одного человека (монархия). Но именно потому, что страна наша так «велика и обильна», власть одного не в силах справиться с ней без помощи всего народа, без опоры на эту помощь. И потому, создавая свою социально-политическую систему, самодержавный царь Иоанн Васильевич начал строить ее с основы основ – местного народного земского самоуправления, с выборностью и подотчетностью Богу, царю и народу каждого из чиновников, начиная с самого малого и кончая самым великим.

А уж эту систему местного самоуправления венчал затем Земский собор, на котором представители всех сословий от крестьян до бояр решали важнейшие вопросы государственной жизни.

Но был у этой «конструкции» еще и внутренний стальной каркас, на котором держалась вся система земской народной монархии Иоанна Грозного: справедливость и равная ответственность перед законом любого человека, будь то холоп или князь.

Справедливость на Руси называли «правдой Божьей» и всегда чтили как основной и главнейший закон, ставили знак равенства между «правдой» и «законом». Не случайно первый русский законодательный свод назывался «Русская правда». А в тех случаях, когда закон и правда не совпадали, русский человек всегда выбирал правду, за которой стоял Бог («Не в силе Бог, а в правде»).

Потому в царствование Иоанна Васильевича был введен новый «Судебник», содержащий такие простые и ясные законы, что, как сказал один заезжий англичанин, «в них может разобраться простой человек» — без помощи крючкотворов-юристов, которые (по словам того же англичанина) «обирают народ в судах».

В русском суде при Иване Грозном простолюдин и знатный человек были равны перед законом.

Путь к духовному возрождению России уже проложен в XVI веке первым русским царем, и нам остается только хорошенько его изучить, чтобы не сбиться с дороги к Земскому собору, на котором должны восторжествовать принципы Божественной правды, социальной справедливости, равенства всех и каждого перед законом, взаимодействия народа и власти на всех уровнях для сохранения социального мира и поступательного развития общества и Российского государства вперед —  в новое и великое будущее.

М.М. Кривоносов,

Председатель Общественной палаты

г. Александрова Владимирской области